Виды экспертиз
Установление смысла устного или письменного текста
Требуемые материалы:
спорный текст в электронном виде, описание проблемной ситуации.

Возможные вопросы:
Какова семантика предложения / фразы в рассматриваемом контексте?
В каком значении использовано слово?
Передается ли текст / фрагмент текста смысл [изложение смысла текста или его фрагмента]?
Установление предмета / темы речи, коммуникативных ролей и целей участников коммуникации
Требуемые материалы:
Спорный текст в виде стенограммы в электронном виде, а также полная фонограмма или видеофонограмма.
Если предметом речи является переписка, то на анализ необходимо представить полную версию переписки (полную последовательность сообщений в электронном виде).
Описание проблемной ситуации.

Возможные вопросы:
Что является темой обсуждения?
Какие коммуникативные цели преследуются участниками коммуникации?
Каковы коммуникативные роли участников коммуникации?
Могут быть заданы вопросы по конкретному эпизоду.
Установление лингвистических признаков провоцирования
Требуемые материалы:
Спорный текст в виде стенограммы в электронном виде, а также полная фонограмма или видеофонограмма.
Если предметом речи является переписка, то на анализ необходимо представить полную версию переписки (полную последовательность сообщений в электронном виде).
Описание проблемной ситуации.

Возможные вопросы:
Что является темой обсуждения?
Какие коммуникативные цели преследуются участниками коммуникации?
Каковы коммуникативные роли участников коммуникации?
Представлены ли в репликах участников коммуникации коммуникативная цель побуждения? Если да, то каково содержание побуждения?
Могут быть заданы вопросы по конкретному эпизоду.
Установление лингвистических признаков вымогательства
Требуемые материалы:
Спорный текст в виде стенограммы в электронном виде, а также полная фонограмма или видеофонограмма.
Если предметом речи является переписка, то на анализ необходимо представить полную версию переписки (полную последовательность сообщений в электронном виде).
Описание проблемной ситуации.

Возможные вопросы:
Что является темой обсуждения?
Какие коммуникативные цели преследуются участниками коммуникации?
Каковы коммуникативные роли участников коммуникации?
Представлены ли в репликах участников коммуникации коммуникативная цель побуждения? Если да, то каково содержание побуждения?
Могут быть заданы вопросы по конкретному эпизоду.
Представлены ли в речи какого-либо участника коммуникации лингвистические признаки угрозы? Если да, то каковы условия реализации содержания угрозы (то есть какова цель угрозы)?
Могут быть заданы вопросы по конкретному эпизоду.
Установление лингвистических признаков угрозы
Требуемые материалы:
Спорный текст в виде стенограммы в электронном виде, а также полная фонограмма или видеофонограмма.
Если предметом речи является переписка, то на анализ необходимо представить полную версию переписки (полную последовательность сообщений в электронном виде).
Описание проблемной ситуации.

Возможные вопросы:
Что является темой обсуждения?
Какие коммуникативные цели преследуются участниками коммуникации?
Каковы коммуникативные роли участников коммуникации?
Представлены ли в репликах участников коммуникации коммуникативная цель побуждения? Если да, то каково содержание побуждения?
Представлены ли в речи какого-либо участника коммуникации лингвистические признаки угрозы? Если да, то каковы условия реализации содержания угрозы (то есть какова цель угрозы)? Определена ли угрожающим санкция угрозы? Если да, то в чем она выражается? Контролирует ли угрожающий санкцию?
Могут быть заданы вопросы по конкретному эпизоду.
Установление лингвистических признаков руководства сообществом
Требуемые материалы:
Спорный текст в виде стенограммы в электронном виде, а также полная фонограмма или видеофонограмма.
Если предметом речи является переписка, то на анализ необходимо представить полную версию переписки (полную последовательность сообщений в электронном виде).
Описание проблемной ситуации.

Возможные вопросы:
Что является темой обсуждения?
Какие коммуникативные цели преследуются участниками коммуникации?
Каковы коммуникативные роли участников коммуникации?
Содержит ли коммуникация лингвистические признаки иерархических отношений между участниками?
Содержатся ли в речи участников коммуникации лингвистические признаки руководства деятельностью других участников? Содержатся ли в речи поручения, побуждения, указания, приказы?
Могут быть заданы вопросы по конкретному эпизоду.
Установление лингвистических признаков порочащей информации (защита чести, достоинства и деловой репутации)
Требуемые материалы:
Спорный письменный текст в электронном виде
Спорный устный текст в виде стенограммы в электронном виде, а также полная фонограмма или видеофонограмма.
Если предметом речи является переписка, то на анализ необходимо представить полную версию переписки (полную последовательность сообщений в электронном виде).
Описание проблемной ситуации.

Возможные вопросы:
Содержится ли в тексте негативная информация (сведения) о лице?
Если негативная информация (сведения) о лице будет установлена, то в какой форме она выражена – оценка (оценочное суждение), предположение, мнение или сведениями о фактах и событиях, которые могут быть проверены на соответствие действительности?
Если будут выявлены негативные оценки, предположения, мнения негативного характера, то имеют ли они в неприличную форму?
Если будут установлены сведения, то содержат ли они утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота?
Установление лингвистических признаков оскорбления
Требуемые материалы:
Спорный письменный текст в электронном виде
Спорный устный текст в виде стенограммы в электронном виде, а также полная фонограмма или видеофонограмма.
Если предметом речи является переписка, то на анализ необходимо представить полную версию переписки (полную последовательность сообщений в электронном виде).
Описание проблемной ситуации.

Возможные вопросы:
Выражено ли в тексте негативное отношение к лицу в речевых формах или невербальными знаками?
Если негативное отношение будет установлено, то выражено ли оно в неприличной форме?
Установление лингвистических признаков клеветы
Требуемые материалы:
Спорный письменный текст в электронном виде
Спорный устный текст в виде стенограммы в электронном виде, а также полная фонограмма или видеофонограмма.
Если предметом речи является переписка, то на анализ необходимо представить полную версию переписки (полную последовательность сообщений в электронном виде).
Описание проблемной ситуации.

Возможные вопросы:
Содержится ли в тексте негативная информация (сведения) о лице?
Если негативная информация (сведения) о лице будет установлена, то в какой форме она выражена – оценка (оценочное суждение), предположение, мнение или сведениями о фактах и событиях, которые могут быть проверены на соответствие действительности?
Если будут выявлены негативные оценки, предположения, мнения негативного характера, то имеют ли они в неприличную форму?
Если будут установлены сведения, то содержат ли они утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота?
Установление речевых актов побуждения, призыва, обоснования, оправдания
Требуемые материалы:
Спорный письменный текст в электронном виде
Спорный устный текст в виде стенограммы в электронном виде, а также полная фонограмма или видеофонограмма.
Если предметом речи является переписка, то на анализ необходимо представить полную версию переписки (полную последовательность сообщений в электронном виде).
Описание проблемной ситуации.

Возможные вопросы:
Что является темой обсуждения?
Какие коммуникативные цели преследуются участниками коммуникации / автором?
Каковы коммуникативные роли участников коммуникации?
Реализована ли в речи участника коммуникации / автора коммуникативная цель побудить к действиям? Если реализована, то в какой форме (призыв, просьба, рекомендация, иные формы)?
Обнаруживаются ли в речи участника (участников) коммуникации / автора коммуникативная цель обоснования действия?
Обнаруживаются ли в речи участника (участников) коммуникации / автора коммуникативная цель оправдать действия?
Могут быть заданы вопросы по конкретному эпизоду.
Установление авторства текста
Требуемые материалы:
Спорный текст в электронном виде.
Сравнительные тексты в электронном виде.

Возможные вопросы:
Обнаруживают ли признаки сходства на уровне содержания и формы (в частности макроструктуры) спорный текст с эталонным корпусом текстов автора А и с аналогичным корпусом текст автора Б? Если выявленные сходства имеются, то можно ли их оценить количественно? О чем может свидетельствовать выявленные характеристики сходства и различия?
Каковы национальность, уровень образования, возраст, пол автора текста?
Установление признаков плагиата
Требуемые материалы:
Спорные тексты в электронном виде.

Возможные вопросы:
Содержит ли текст А фрагменты, идентичные соответствующим фрагментам текста Б, а также частично сходные фрагменты?
Если совпадающие фрагменты будут обнаружены, то представлены ли в них ссылки на иной текст? А ссылки на текст Б?
Установление признаков производности текстов (переработка)
Требуемые материалы:
Спорные тексты в электронном виде.

Возможные вопросы:
Содержат ли тексты сходства (совпадающие или сходные элементы)?
Содержит ли текст А признаки того, что он создан на основе текста Б (производен от текста Б)?
Оценка качества экспертизы, произведенной другим экспертом (рецензирование)
Требуемые материалы:
Заключение в электронном виде.

Возможные вопросы:
Имеет ли автор заключения достаточную квалификацию?
Проведено ли исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Основывается ли заключение эксперта на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Содержит ли заключение противоречия?
Made on
Tilda